Урок-размышление по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…»(По рассказу Андрея Плато
Эпиграфы: Не воздавайте злом за зло. (Из Библии) Добро из добра приходит. (Пословица) Жизнь дана на добрые дела. (Пословица) Ход урока: 1.ОРГМОМЕНТ.(Учитель сообщает, что урок не совсем обычный :придется составлять кластеры, синквейны ,составлять сравнительные таблицы) 2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ. На доске портрет Андрея Платонова и таблица ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
(На слайде№4) Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонкутаблицы) Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы) Учитель предлагает информацию об авторе (см.слайд№5) Познакомившись сданным материалом , ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.
3.СТАДИЯ ВЫЗОВА. СЛОВОУЧИТЕЛЯ. Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно ,по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем. Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим , он прежде всего помогает себе, оберегает себя от жестокосердечия, уныния и безразличия. Пропустив через себя боль другого человека, вы излечитесь от собственной боли. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия. Скажите ,что значит жить по законам человечности? Составьте кластер . ( слайды №6,7) 4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд№8) Запишите в тетрадь. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Жить праведной жизнью, жить по законам человечности - значит жить по правде ,по совести, по-доброму .Праведники ,как и малые дети ,лишенные злопамятства ,мстительности и злобы, они не отвечают на зло злом ,не утрачивают веры в людей ,подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей. Таковым и является главный герой рассказа Платонова» Юшка». Обратимся к тексту рассказа. 5.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно. Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу , которая поможет понять:»По каким законам живет Юшка и его односельчане?»(Слайд№10) Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»? Чем Юшка отличается от односельчан?
В) Беседа по вопросам.(Слайд№11) 1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»?(Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим). 2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля). 3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?(Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…) 4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь? 5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми , обиженный их жестокостью ,равнодушием .Хуже или лучше стало людям изменились ли они?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… ) ВЫВОД:(слово учителя)СЛАЙД№12 В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.»Главный герой рассказа А.Платонова»Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек , несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям. МОЛИТВА. Помоги мне, господи! Сделай руки мои проявлением твоего мира. И туда где ненависть, дай мне принести ЛЮБОВЬ; И туда, где обида, дай мне принести ПРОЩЕНИЕ; И туда, где рознь дай мне принести ЕДИНСТВО; И туда, где заблуждение ,дай мне принести ИСТИНУ; И туда, где сомнения, дай мне принести ВЕРУ; И туда ,где отчаяние, дай мне принести НАДЕЖДУ; И туда, где мрак, дай мне принести СВЕТ; И туда, г де горе , дай мне принести РАДОСТЬ! Помоги не столько искать утешение, сколько утешать; Не столько искать понимания, сколько понимать; Не столько искать, сколько любить! Ибо, кто отдает - тот получает, Кто забывает себя - вновь себя обретает, Кто прощает – тому прощается! 6.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд№14) Слово учителя. Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн… 7.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. 8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Отзыв о рассказе.