Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 23.04.2024, 15:51

Зональная СОШ



Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [7]
школа [9]
Меню сайта

Температура
23.04.2024

1 Этаж  +20 0С

2 Этаж  +22 0С

3 Этаж  +23 0С

Плакаты ЕГЭ
ГИА - 2020



Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности
Аналитическая записка/аналитический отчёт
Создание условий для осознанной мотивации изучения русского языка и литературы
тема записки/отчёта
Личностно ориентированное преподавание русского языка и литературы
Название инновационной образовательной программы, методики, форм или средств обучения
Муниципальное образовательное учреждение Зональная средняя общеобразовательная
на базе какого общеобразовательного учреждения реализуется
школа Зонального района Алтайского края
Цапенко Оксана Владимировна
Ф.И.О. Претендента
I. Творческая педагогическая мастерская учебной деятельности
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка и литературы? Как стать добрым наставником своим ученикам? Именно эти вопросы волновали меня, с первых дней работы в школе.
Мне выпало счастье, что моими педагогами были удивительные люди, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям, каждый урок, каждая встреча для меня были открытием и наполняли меня желанием учиться как можно настойчивее и лучше. Поэтому, начиная работать в школе, я прекрасно понимала, что быть учителем - огромная ответственность. Умение понять, почувствовать ребенка, принять его таким, каков он есть, полюбить в совокупности с профессиональными знаниями и умениями могут совершать чудеса. Первые уроки, проведенные мною, убедили меня в том, что учителю нужно создать все необходимые условия для учеников, благодаря которым им будет интересно учиться. Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение занимательным, давая интересные уроки.
Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться, решила я, в то время начинающий, достаточно молодой педагог.
И вот теперь за плечами 15 лет педагогической работы, которые пролетели так быстро, как будто прошел всего один год. Есть о чем задуматься. Вот выводы, своеобразных заповедей, которые сложились в результате анализа всех своих действий, многолетних размышлений.
• Нужно всегда помнить, что ты тоже был ребенком.
• Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумать, в чем твоя ошибка.
• Нужно навсегда отказаться от идеи превосходства над детьми.
• Не делать ничего за ребенка, а делать все только вместе с ним.
• Помнить, что учитель, не обладающий чувством юмора, проигрывает.
• Учиться все видеть и слышать, а кое-что, может быть, не замечать.
• Не гнаться за любовью детей – она сама тебя догонит.
Мое профессиональное кредо – регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живу, месту, которое занимаю.

1.Использование инновационных технологий

На сегодняшний день внедрение в образовательный процесс инноваций является важным и необходимым. Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в ходе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
«Любая инновация активизирует и интенсифицирует деятельность учащихся, повышает эффективность результатов обучения» - утверждает кандидат педагогических наук Т.П.Сальникова.
Поэтому для реализации всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности, я выбрала инновационные педагогические технологии, которые помогают мне создавать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Известно, что русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса, поэтому одной из основных задач считаю привитие интереса к языку, стремление разбудить в учениках творческие, интеллектуальные силы. Тщательно готовясь к урокам, учитываю не только своеобразие каждого классного коллектива, но и психологию, возрастные особенности, потенциальные возможности каждого ученика, нахожу и реализую на уроках методические приемы, которые дают ученикам ощущение самостоятельного и творческого участия в процессе изучения предмета.

1.1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Использую технологию РКМЧП, которая располагает многообразием методов и приемов, использование которых в образовательном процессе позволяет мне решать следующие задачи:
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Сила и оригинальность этой программы состоит в том, что её создатели выстроили новую систему методов и приёмов обучения.
Например, при изучении любой темы без исключения, в качестве рефлексии использую СИНКВЕЙН, который считаю одной из эффективнейших форм рефлексии. На мой взгляд, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Небольшой объем творческой работы позволяет рационально использовать время на уроке. Синквейны также полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Таблица №1.Анализ выполнения творческой работы на стадии РЕФЛЕКСИИ на уроке литературы (Урок-размышление по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» По рассказу Андрея Платонова «Юшка»;7 класс)
всего выполняло учащихся: 25
из них на: "5" 14
"4" 7
"3" 3
"2" 0
успеваемость в % 100
качество ЗУНов в % 87,5
СОУ в % 81,5

При выполнении творческой работы большинство учащихся показали умение рефлексировать, выражать свои мысли в форме СИНКВЕЙНА. Все учащиеся усвоили теоретический материал урока, при этом большая часть на «хорошо» и «отлично».
На стадии ВЫЗОВА использую кластеры, которые помогают охватить большее количество информации, систематизируем ее до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Результат.
Я вижу, как новые методы меняют моих учеников, меня саму и всю атмосферу наших занятий. Я обнаруживаю скрытые таланты в моих учениках, они открывают для себя новые знания, и между нами устанавливаются отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.
1.2 Игровые технологии
С целью активизации познавательной деятельности использую элементы занимательности. Считаю, что занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Материал, пройденный в игровой форме, лучше усваивается учащимися и запоминается на длительное время. Учащиеся на таком уроке не устают и с радостью выполняют предложенные задания.
В работе я практикую новые формы ведения уроков: урок-конференция, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-открытие, урок-спектакль и т.д. Интерес к предмету вырабатываю не только нестандартными, но и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником, что позволило добиться стопроцентной успеваемости учащихся.
Например, готовясь к уроку-спектаклю по пьесе В. М. Шукшина "До третьих петухов», учащиеся с большим интересом разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Каждый ученик получил посильное опережающее домашнее задание.
Постановка получилась замечательная, у ребят горели глаза, не было на этом уроке равнодушных учеников.
На обобщающих уроках по различным темам использую интерактивные игры: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Пойми меня» и другие.
Так на заключительном уроке литературы в 5 классе при изучении творчества В. П. Астафьева использовала интерактивную игру «Поле чудес», которая позволила выявить самого внимательного читателя среди пятиклассников. Увлекательная форма игры также дала возможность ещё раз учителю обратиться к тексту рассказа «Васюткино озеро», использовать и другие приемы (пересказ текста, инсценирование и др.) между турами игры.
Игра состоит из 3 туров, перед которыми проводятся отборочные состязания с целью выбрать 3 игроков. Одержавшие победу в одном из туров выходят в финал. Победителю финала предоставляется право сыграть в суперигру.
Результат: Использование игровых технологий на уроках литературы помогло мне выработать устойчивые навыки чтения, творческого восприятия и интерпритации литературного произведения.
По результатам анкетирования, уроки с использованием занимательности наиболее запоминающиеся и результативные.

2.Использование тестовой методики обучения

На уроках руководствуюсь методикой В.А.Даниловой в использовании тестирования как способа контроля знаний учащихся, что помогает вырабатывать у детей навыки работы с тестами, осваивать тестовую культуру начиная с 5 класса, готовиться к экзаменам, в том числе и психологически.
Считаю, что работа с тестами на занятиях необходима, так как включает в себя повторение и углубление теории, а также выработку практического навыка работы с тестовыми материалами.
Организуя работу с тестами, мне пришлось столкнуться с такой проблемой, как необходимость повторения и обобщения значительного объема теоретического материала по орфографии, пунктуации, культуре речи и стилистике, системе языка за короткий промежуток времени. Чтобы помочь учащимся запомнить сложные правила, я использую следующие средства изложения материала: опорные схемы, таблицы, алгоритмы, стихотворные рифмовки для запоминания исключений.
Результаты контрольные тестов по литературе видны в таблице. №2
Таблица№2 Результаты тестов по литературе, проводимых в 5-7 классах
год классы количество учащихся на «5» на «4» на «3» на «2» усп % кач % СОУ %
2006/07уч. год 5 кл. 25 8 15 2 0 100% 92% 73,2%
2007/08уч. год. 6 кл. 24 9 14 1 0 100% 95,8% 76,3%
2008/09 7кл 2 5 12 12 1 0 100% 96% 80,1%

3.Проблемное обучение, частично-поисковые и исследовательские методы

Также одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Поэтому моей задачей является – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.
Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.
Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение:
 работать с имеющейся информацией,
 добывать необходимый научный материал,
 грамотно систематизировать,
 логически распределять имеющиеся данные,
 выделить в изучаемой монографии информационный центр,
 свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов,
 переформулировать мысль.
Считаю, что развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач, поэтому на уроках большое внимание уделяю языковому анализу текста, что способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Анализируя текст, школьники учатся добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивают коммуникативные навыки: учатся слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. Планируя уроки русского языка в 8классе, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).
Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует именно работа с текстом, которая ведется с5 по 11 классы, в ходе занятий решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учеников.
Проблемное обучение, частично-поисковые и исследовательские методы помогают привлечь учащихся к поисковой творческой деятельности. Этой цели служат задания проблемного характера, творческие работы, упражнения, подлежащие самостоятельному выполнению. Важным в творческой, исследовательской деятельности детей является не только сам процесс, но и результативность.
Работа со словом начинается в сентябре. При подготовке к исследовательской, творческой работе считаю, что роль учителя в подготовительный период:
• показать, как лучше усвоить теоретические основы;
• накопить, осмыслить материал;
• обеспечить большую степень самостоятельности ученика.
Поэтому на вводном занятии знакомлю учеников с примерным планом исследования слова. Следующий этап – выбор слова. Исследование проводится на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях.
Результат. Ученики приобретают умения и навыки работы со словарной статьей, сравнения словарных статей различных словарей, поощряется использование Интернет - ресурсов. Исследуя слово на лексическом уровне, обращаются минимум к трем толковым словарям. Отмечают однозначное слово или многозначное, имеет ли синонимы, антонимы (обязательное условие – обращение к словарям синонимов и антонимов), как используется в пословицах, поговорках, художественной литературе. В процессе работы постигают, что такое контекстуальные синонимы и антонимы, приводят примеры. Свое исследование представляют в виде презентации PowerPoint. Происходит интеграция с предметом информатика. Защита 7-10 минут, затем обсуждение, вопросы.
Уроки, посвященные исследованию слова – самые любимые. Обязательно должен быть представлен список литературы и ссылка на Интернет – ресурсы.
В процессе работы над словом создаю условия для
• формирования у учащихся умения ставить перед собой определённые цели и намечать пути их решения;
• использования уже имеющихся знаний , умений и навыков в новой ситуации;
• достижения результата научиться работать с дополнительными источниками информации.
Ориентируясь на требования цели, организую систему учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы она основывалась на создании положительного (осознанного, активного, инициативного) отношения к учению. Образовательную деятельность строю с учетом следующих методических принципов:
• принцип организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
• принцип доказательности;
• принцип создания условий для самовыражения личности;
• принцип вариативности;
• принцип интеграции.
Поэтому уроки-исследования занимают особое место в системе уроков. Информационная потребность развивается через ощущение учеником успеха, удовлетворения результатом, поиском нового. Использование приемов (сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях, классификация, систематизация, обобщение материал, вычленение из ряда искомого по определенному признаку, установление причинно-следственных отношений (почему? вследствие чего?), формирование операционных умений (как? в какой последовательности?) позволяет учащимся самим делать открытия, добывать самостоятельно знания. Такие уроки способствуют созданию обстановки сотрудничества, доброжелательности и повышения статуса предмета.
4.Методы активизации познавательной деятельности
В основу уроков литературы мною положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:
1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.
2. Разнообразие жанров уроков:- творческие проекты. Тема: «Литературная карта Алтайского края. Виртуальная экскурсия в Сростки». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.
- ролевые игры. Тема: «Суд над Раскольниковым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).
- уроки -спектакли (В.Шукшин «До третьих петухов»,разучивание ролей, создание костюмов, декораций, выступление на сцене )
3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
4. Работа над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.
5. Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
6. Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.
Моя методическая проблема «Духовно-нравственный аспект на уроках литературы», которая охватывает не только учебный процесс, но и связана с задачами воспитательными.
Я хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями: добротой, гуманностью, милосердием, увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это бывает не так просто сделать, особенно в нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем другого характера. Но книга, урок литературы – это надежда, помощь, спасение.
Я считаю, что именно красота человеческой души может спасти человечество. Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Духовно-нравственное воспитание личности – процесс долговременный, поэтому каждый урок литературы и русского языка воспитывает нравственно.
Дискутируя по тому или иному вопросу, дети учатся слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, учатся сочувствовать и сопереживать героям, перенося эти уроки на личную жизнь.
На уроках русского языка я специально подбираю языковой материал, в котором содержатся нравственные проблемы. Это и тексты контрольных диктантов, изложений, тексты для изучения новых тем, для анализа, предложения для разбора, слова для составления предложений, для любого вида разборов и т.д.
Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети».

5.Анализ лирического текста на уроках литературы

В течение ряда лет применяю современные технологии по комплексному анализу текстов разных типов и стилей речи, что способствует выработке у учащихся навыков анализа особенностей употребления основных единиц языка в устной и письменной речи, формирует их языковую и коммуникативную компетенцию.
Начиная с 5 класса, стараюсь создавать соответствующие условия для восприятия текста и развития творческого мышления и воображения.
Путей анализа стихотворения множество: не надо абсолютизировать какой-либо один путь анализа. Нужно найти «изюминку», а не пускать в ход так называемые планы разбора. Однако рекомендую примерную схему разбора, которая не содержит алгоритма, но дает возможность при анализе учесть особенности художественного своеобразия стихотворения. Далее все зависит от начитанности, кругозора, интеллекта, эрудиции, чуткости учащегося.
Особое внимание уделяю композиции стихотворения, используемым изобразительно – выразительным средствам языка, стилистическим фигурам речи, характеристике образов, движению мысли и чувства в стихотворении. Учу находить ключ к раскрытию смысла стихотворения. Создала авторскую программу учебного курса «Средства художественной выразительности языка». Курс предназначен для обучения основам анализа, оценки, переработки и создания текстов. Благодаря имеющейся языковой подготовке, Панова Наталья, Леконцева Лера, ученицы 8 класса пишут стихи, занимают призовые места в конкурсах литературного мастерства.
Результат. Рис.1 Умения анализировать поэтический текст
Умение определять тему и идею произведения выразительные средства и определять их значение в тексте.

Умение находить изобразительно

6.Кабинет русского языка и литературы

Заведую предметным кабинетом. Оформляю и регулярно обновляю демонстрационные стенды «Сегодня на уроке», «Это интересно», создан «рабочий стол» с комплектом вспомогательных материалов для подготовки к ЕГЭ, имеется автоматизированное рабочее место учителя с выходом в Интернет (ноутбук + проектор), видео- и аудиоаппаратура- все это позволяет сделать процесс обучения насыщенным и эффективным.
Богат кабинет русского языка и литературы: наборы таблиц, картин, комплекты портретов писателей, репродукции с картин художников разных эпох, комплекты дидактических пособий на печатной основе и изготовленные ее учениками, фонозаписи для уроков и внеклассной работы-все это способствует развитию познавательной активности школьников, их мышления, помогает осуществлять деятельностный подход в обучении.

7. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Анализ качества усвоения учебных программ, из приведенных ниже показателей по предметам и годам, позволяет убедиться в том, что учащиеся прочно усваивают знания, умения и навыки по основным предметам. При выполнении контрольных работ, проведении срезов ЗУНов администрацией школы обучаемые мною дети демонстрируют следующие результаты по русскому языку.

Таблица №3 Анализ итогового контроля по русскому языку за 2006-2009г.г.
Уч.г Число уч-ся Форма контроля % успеваемости. % качества % СОУ
2006-2007 25\5кл Контрольный
диктант 100% 75% 68,8%
2007-2008 24\6 кл Контрольный диктант 100% 76% 70,5%
2008-2009 24\7кл Контрольный диктант 100% 87% 87,8%
Наблюдается положительная динамика «качества знаний» по годовым оценкам:
Таблица №4 Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся в 2006-2009 годах СОУ учителя Цапенко О.В. по учебным предметам и по годам:
по годам, классы преподав-е
предметы обучаемых детей успевают на: в процентном соотношении
5 4 3 2 усп кач СОУ
2006/2007 уч.г., 5класс русский 24 3 18 3 0 100 87,5 65
литература 24 14 7 3 0 100 87,5 81,5
2007/2008 уч.г., 6 класс русский 24 5 17 2 0 100 91,6 69,1
литература 24 17 5 2 0
100 91,6 87,1
2008/2009 уч.г., 7 класс русский 24 8 15 1 0 100 95,8 74,8
литература 24 17 6 1 0 100 95,8 88,3

Работая в Зональной СОШ с 1997 года, не имею второгодников, ребята не имеют неудовлетворительных годовых оценок.

Таблица №5 Качество знаний при итоговой аттестации
год предмет Число обуч-ся На «5» На «4» Средний балл % СОУ
2003 русский 40 5 18 44,63 49
В выпуске 2003-2004 учебного года пять медалистов: Елясова Наталья, Видманкина Наталья (золотые медали), Тювина Юлия, Казанина Юлия, Падурару Татьяна (серебряные медали). Мои выпускники - врачи, педагоги, руководители предприятий, студенты учебных заведений. Они люди с активной жизненной позицией.


II.Внеурочная деятельность по преподаваемым предметам
1.Внеклассная работа по предмету
Внеклассная работа по предмету направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование познавательного интереса к искусству. Считаю, что внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересными увлекательным. Стараюсь, чтобы первые шаги детей за пределами уроков были бы шагами в мир прекрасного.
Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий: лингвистических утренников, игр: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», КВН. Все мероприятия носят тематический, развивающий характер, расширяют рамки учебных программ, имеют положительное воспитательное воздействие.
В ходе анкетирования учащиеся в качестве наиболее интересных и запомнившихся мероприятий отметили: Литературную игру «Мой Пушкин», вечер-встречу «Великий сын алтайской земли», вечер-конкурс «Пути –дороги», литературно-музыкальную композицию «Великая сила любви» .
В течение последних 3 лет наблюдается увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах на школьном, районном, зональном, краевом и всероссийском уровнях и показывающих высокие результаты.

Таблица №6. Результаты школьной олимпиады по предметам 2008/2009 уч.г,2009/2010
кл предмет 1 место балл 2 место балл 3 место балл число участников
7 русский язык 1 35 2 23 3 20 11
7 литература 1 36 2 22 1 19 10
8 Русский язык 2 38 1 23 3 21 12
8 литература 2 38 2 22 2 20 12

Учащиеся активны в проведении школьных научных конференций. В школьной научной конференции «Развитие творческих способностей учащихся в исследовательской деятельности» Ложкова Наталья, ученица7 класса, представила исследовательскую работу «Час памяти»- заняла 1место.
2.Факультативные занятия.
В моей работе сложилась система внеурочной деятельности, на протяжении ряда лет веду групповые(Подготовка к ЕГЭ и ГИА», «Средства художественной выразительности»), факультативные занятия ( «Культура речи», «Секреты написания изложения и сочинения»),развиваю у учащихся следующие умения: создавать высказывание на тему, декламировать текст, владеть приемами редактирования; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений; уместно использовать цитирование; анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, использования изобразительно – выразительных средств языка.
В 8классе на занятиях «Секреты написания изложения и сочинения», знакомлю учеников с требованиями к написанию изложения и сочинения в целом, знакомлю с приемами сокращения текста, со структурой сочинения и его отличительными способностями.
Результат. Увеличилось количество учащихся, посещающих факультатив, улучшилось качество творческих работ. Факультативные занятия способствуют развитию личностных качеств и творческих способностей. Школьники приобрели опыт ораторского искусства, совершенствовали навыки выразительного чтения, которые демонстрируют на конкурсах чтецов, смотрах творчества талантов, где получают грамоты, дипломы, поощрительные призы.

3.Позитивные результаты внеурочной деятельности
Потребность в чтении – одно из главнейших направлений в системе духовных ценностей личности, которая должна закладываться в школьном возрасте. Занимаясь формированием культуры чтения, эстетическим воспитанием учеников, создаю условия для участия учащихся в библиотечных мероприятиях, главная задача которых привлечение детей в библиотеку, воспитание культуры чтения.
Стремлюсь к творческому сотрудничеству с коллективом детского отдела районной библиотеки и удовлетворению информационных, культурных и досуговых потребностей детей. Именно поэтому учащиеся принимают активное участие в библиотечных мероприятиях. Это и различные конкурсы, литературные игры, познавательные часы и многое другое. Особо хотелось бы отметить выставку творческих работ «На земле шукшинской», на которой дети выразили своё отношение к творчеству В.М.Шукшина. Большим успехом у читателей детского отдела пользовались выставки, оформленные по итогам районного конкурса юных прозаиков «Признание в любви к тебе, моё село», к 70-летию Зонального района, на котором заняли призовые места ученики 6 класса:
Панова Наташа-1 место;
Юрина Настя -2место;
Леконцева Лера-3место,
Бык Александр-3место,
а также конкурса юных поэтов «Слово о маме …», в ходе которого были
отмечены стихи Гомонова Димы, Горюновой Ани, Буяновой Юли, СвиринойАлены.
В мае 2008 года Панова Наталья, ученица 6 класса заняла 1 место в районном конкурсе «Война глазами детей».
Также мои ученики принимают участие во Всероссийских и краевых фестивалях и конкурсах:
Год Название конкурса,фестиваля работа ученик Результат
2007г. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «В.М.Шукшин -великий сын алтайской земли» Струкова Мария диплом
2008 г. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Путешествие по словарям» Ложкова Наталья диплом
.2008г. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Наш дар бесценный – речь» Красникова Илья диплом
2008г. Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси» «Литературное творчество» Табакаева Наталья грамота
2008г. Краевой благотворительной акции «Миллион добрых сердец» Видео сюжет о ветеране Великой Отечественной войны Красников Илья,
Бояркина Алена,
Зяблицкий Сергей,
Куратова Юния
и другие ученики Одиннадцать благодарственных писем и денежная премия
2007г. «Русский медвежонок»
( 5 участников) сертификаты
2008 г. «Русский медвежонок»
( 9 участников). сертификаты
2009 г Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской
конкурс « Из страны детства В.М.Шукшина» «Встреча с В.М. Шукшиным» Леконцева Валерия Благодарственное письмо и специальный приз

2009г. «Русский медвежонок»
( 23 участников). сертификаты
2009г. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Час памяти» Ложкова Наталья диплом


Ежегодно учащиеся моих классов принимают участие во Всероссийском конкурсе «Медвежонок»:
год Количество
учащихся Призовое место Фамилия, имя учащегося балл
2007-2008 5 1место в школе

Табакаева Наташа
7 6б
2008-2009 9 1место в школе
2место в школе
3место в школе
Табакаева Наташа
Функ Анна
Ложкова Наталья
73б
70б
67б
2009-2010 23 1 место в школе
2 место в школе
3 место в школе Кононихина Елизавета,
Леконцева Валерия
Демьянова Катерина
Кеева Кристина 85 б

80 б
79б

4.Классное руководство

Являюсь классным руководителем 5б класса. Мною были определены следующие цели и задачи для работы с классным коллективом.
Цель: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.

Задачи:
• Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды для учащихся.
• Внимательно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление.
• Воспитывать интерес и любовь к природе и истории края, района, села.
• Развивать общечеловеческие нормы гражданской морали: доброту, взаимопонимание, милосердие, терпимость по отношению к людям; культуру общения.
• Укрепить родительский актив, привлечь родителей к делам класса.
Основные направления содержания воспитания.
1. Традиционные мероприятия
2. Духовно-нравственное воспитание.
3. Правовое и гражданско-патриотическое воспитание.
4. Художественно-эстетическое воспитание.
5. Физкультура и спорт.
6. Совместная работа с организациями села.
7. Работа с родителями.
• Формы работы:


Воспитательную работу с коллективом строю на анализе состава класса, предметном изучении социального, психологического паспорта класса, на основе каждодневного анализа и наблюдений, а также форм и методов, подбираемых зачастую вместе с детьми или по результатам моего мониторинга.
Начинаю обучение и воспитание пятиклассников со знакомства с семьёй, узнаю их наблюдения, вопросы и проблемы, строю коммуникации «учитель-ученик-родители».
В классе благоприятный психологический климат. За время работы в этом классе отсутствуют конфликтные ситуации между учащимися, отсутствует необоснованное выбытие учащихся из класса, отсутствуют необучающиеся учащиеся, пропускающие занятия без уважительных причин и имеющие правонарушения.
Наблюдается постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации, работа с родительским активом.
В классе ведётся работа по закреплению навыков самоуправления.
Выборный актив инициирует и организует работу коллектива с помощью классного руководителя. Учащиеся принимают активное участие в жизни образовательного учреждения и класса, в подготовке и проведении школьных праздников, субботников, в трудовых десантах, связанных с решением проблем местного социума.
Я всегда помню, что мои ученики, прежде всего, люди с многогранными интересами и стремлениями. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, в основу этой работы ставлю конкретную помощь каждому ребенку для становления его личности с учетом его характера и условий жизни, в которых она формируется.
В целях улучшения успеваемости, класс из 24 человек я поделила на 4 звена(звездочки), примерно одинаковые по силам. В звеньях идет еженедельное соревнование: учебный сектор подсчитывает количество баллов, заработанных учениками. Добавляются баллы звеньям за добрые дела: помощь одноклассникам, посещение престарелых и т.д.
Эту методику считаю эффективной, т.к в классе повысился процент успеваемости, дети стали добрее, доброжелательнее, ответственнее. Лучшее звено по итогам четверти ждет сюрприз от классного руководителя: поездка в театр, экскурсия в музей, библиотеку и т.д.
Проведение еженедельных классных часов различной тематики оказывает огромное влияние на развитие и воспитание школьников.
Большая работа ведётся в направлении сплочения коллектива и привития навыков здорового образа жизни. : мною подготовлены и проведены беседы «Твой режим дня», «Поговорим о здоровом питании», «Твоя дорога в школу», викторина «Знай правила дорожного движения»,Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека. класс регулярно участвует в традиционных праздниках «Золотая осень», «Днях здоровья», в конкурсах «Весёлые старты»,в проведении «Дня учителя».
Для ребят организуются вечера, походы в библиотеку, музей, поездки в театр, встречи с пожилыми людьми, с ветеранами Великой Отечественной войны.
Проводя внеклассные мероприятия, стараюсь не только давать детям дополнительные знания, выработать навыки речевой культуры, но и воспитывать в них положительные качества – доброжелательность, активность, инициативность, трудолюбие.
Более 70% учащихся охвачены дополнительным образованием.

Таблица №7 Участие детей моего класса в различных формах учреждений дополнительного образования в 2009-2010 гг.
№п учебные годы, классы число учащихся число учащихся, вовлечённых во внеурочную деятельность по предметам % охвата детей занимающихся в объединениях дополнительного образования
Спортивные секции, тренажерный зал в творческих объединениях социального центра в районной детской библиотеке в школе искусств (ИЗО, фортепиано) в клубах РДК
1. 5 кл. 24 10 5 3 12 2 100 %
Родительский комитет помогает в работе класса. Организовывает поездки детей на экскурсии, на природу, в музей и театр, помогает в проведении праздников, ремонте учебного кабинета, в решении нестандартных ситуаций, иногда возникающих с отдельными детьми.
Для того чтобы достигнуть цели и задач, поставленных мною, я работаю в тесном контакте с детьми, родителями и учителями-предметниками и строго выполняю следующие заповеди классного руководителя:
 Быть для детей заботливым, чутким воспитателем, другом и защитником их интересов.
 Утверждать нравственную дисциплину в классе.
 Создавать в классе демократическую атмосферу.
 Воспитывать в детях ответственное, уважительное отношение к учебному труду.
 Держать тесную связь с семьями учащихся, опираться на помощь родителей в воспитании детей.

5. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Свою профессиональную компетентность повышаю через участие в профессиональных конкурсах.

Таблица №8. Участие в муниципальных, региональных, федеральных профессиональных конкурсах

год название конкурса, фестиваля представлен опыт результат
1. 2007 Открытый урок» ИД «Первое сентября» Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь
диплом
2. 2008 Открытый урок» ИД «Первое сентября» Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности..."
диплом
3. 2008 Газета «Первое сентября» « Литературная карта Алтайского края». Диплом
победителя
4. 2009 Открытый урок» ИД «Первое сентября» Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины" диплом
5. 2009 "Педагогические инновации" Методическое пособие по современной литературе "Уроки нравственности" Диплом победителя,
медаль Януша Корчака

6. 2009 "Педагогические инновации" «Литература Алтайского края» Диплом лауреата 1 степени
7. 2009 Сеть творческих учителей «Состоявшиеся в профессии», номинация «Мои коллеги» Работа занесена в библиотеку сообщества, присвоен уникальный номер
8. 2009 Конкурс «Учитель-учителю»
«Функциональные стили языка» участие
9. 2008 Краевой конкурс « Активный пользователь ИКТ-учитель» участие
10. 2008 Краевой конкурс «В.М.Шукшин -уникальное явление» участие
11. 2009 Региональная образовательная выставка «Инновационная деятельность как условие реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования» «Элективный курс по подготовке к ЕГЭ» Почетная грамота

Награждена дипломами ИД «Первое сентября» «Портфолио» за руководство ученическими работами: «Великий сын алтайской земли - В.М.Шукшин», «Мой дар бесценный- речь», «Путешествие по словарям», «Час памяти».В 2010 году приняла участие в Педагогическом фестивале «Интернет и образование»,подготовила статью для Титовских чтений «Роль личности учителя в учебно-воспитательном процессе».

III.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Являясь руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, стараюсь постоянно учиться сама и помогать другим.
Результативность:
Работа методического объединения учителей русского языка и литературы Зональной средней школы отличается практической направленностью. Каждый учитель словесник, занимаясь самообразованием, имеет свою тему, выбор которой определяется не произвольно, а в соответствии с проблемами преподавания русского языка в школах района.
• В марте 2008 года принимала участие в работе научно-практической конференции учителей школ Зонального района по теме: «Использование ИКТ в образовательном процессе», где представила личный опыт работы и была награждена Комитетом по образованию администрации Зонального района дипломом.
• 28марта 2008 года принимала участие в педагогических чтениях «Лев Толстой- педагог, философ, гуманист», с докладом по теме «Л.Н.Толстой- педагог: современное прочтение и связь с народной педагогикой». АКИППРО , г.Барнаул
В школе и в районе провожу открытые уроки, которые посещают все желающие учителя района. Особенно востребованы уроки на основе ИКТ, практика создания интерактивных плакатов, тренажеров, игр.
Таблица№9. Представление опыта работы на школьном уровне
годы выступления на семинарах,
методсовещаниях в школе открытые уроки в школе методические выставки в школе в методическом объединении классных руководителей школы практика студентов, наставни-чество
2006/07 уч. г. 1 1 1 1
2007/08 уч. г. 1 1 2 1
2008/09 уч.г 2 1 2 1 2
2009\2010уч.г 3 2 3 2 3
Оказываю поддержку молодым коллегам. Проходили практику в 2006/07 году Крюкова Любовь Юрьевна, 2007/2008 году Назаров Анатолий Александрович студенты Бийского педагогического университета, защитили практику на «отлично». В педагогическом университете и педагогическом училище обучались мои выпускники: Шишкина Валя, Чуракова Татьяна, Павелко Мария оказывала им методическую помощь.
За последние 3 года мой опыт представлен в публикациях:
Таблица №8 Список публикаций Автор: Цапенко Оксана Владимировна
Наименование материалов
Федеральный уровень
1. Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь
М.: ИД «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок»,2006-2007
2. Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности..."
М.: ИД «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок», 2007 / 2008 года)

3. Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины" . М.: ИД «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок»,2008-2009
4. «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО»14.04.2009г
5. «Портфолио учителя» СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО»14.04.2009г
6. А.Платонов «Юшка»
СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО»6.04.2009г.
7. Интерактивная игра «Поле чудес» по творчеству Сергея Есенина СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» 9.09.2009г,
Сеть творческих учителей
8. Интерактивная игра «Миллион звезд от русских писателей» СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» 9.09.2009
Сеть творческих учителей
9. Тренажер по русскому языку «Морфемика и словообразование» СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» 9.09.2009
Сеть творческих учителей
10. Интерактивный плакат «Алгоритм написания сочинения-рассуждения» СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» 9.09.2009
Сеть творческих учителей
11. « Повышение уровня профессиональной компетенции педагога через участие в деятельности сетевых сообществ.» Педсовет .org,2009г

12. «Морфемика. Словообразование.»
(Урок, методика НИТИ) Педсовет .org,2009г

13. « Орфоэпия. Современные
орфоэпические нормы. Ударение. Тренировочные упражнения по орфоэпии» СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» 9.10.2009
14. «Ассоциативный орфографический словарь,5 класс.»
Ч.3,слайд11,часть7 ,17,37 Сеть творческих учителей,2009г.
15 «Все начинается с любви». Презентация о коллегах. Сеть творческих учителей,2009г.

IV Повышение уровня профессиональной компетенции педагога через участие в деятельности сетевых сообществ
Участвую в деятельности образовательных сетевых сообществ, тем самым расширяю свои знания в педагогике, методике, и т. д., повышаю уровень своей профессиональной компетенции. Соответственно, приобретенные умения работать и получать знания в сетевых сообществах переношу и на учеников. Вовлекаю их в активную деятельность по участию во всевозможных конкурсах, проектах, проводимых в сети, тем самым, расширяя компетенции, мотивируя на успех и дальнейшую творческую работу в сети. Происходит совместная деятельность по лавированию в огромном информационном потоке, для вычленения нужной информации, позволяющей увеличить знания во всевозможных областях науки и техники. Совместная творческая деятельность ученика и учителя в сети дает эффективный результат в приобретении современного набора ключевых компетентностей.
Все это позволяет мне активно внедрять в практику уроки с применением ИКТ – технологий в совместной деятельности с учащимися. Такие уроки более интересные и запоминающиеся. Ведь если гармонично сочетаются элементы урока, воздействующие на визуальный, аудио и кинестетический тип восприятия, то усваивается 75% материала. Достигается лучшая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся.
V.Использование ИКТ в образовательном процессе
(см. Приложение №1)
 на уроках с использованием мультимедийного проектора на основе имеющейся базы медиатеки;
 во внеурочной работе;
 при проведении тренинговых занятий по подготовке к ЕГЭ
 подготовка учителем тестовых заданий, других материалов контроля
Таблица №9 Использование ИКТ в образовательном процессе
год Кол - во проектов Кол - во презентаций Уроки-презентац
2006 1 4 4
2007 4 10 15
2008 6 27 24

Результат: в ходе моей работы сформирована система проведения уроков с использованием ИКТ и готовых информационных ресурсов (мультимедийных дисков по предметам, электронных учебных изданий).

Таблица №10 Электронные образовательные ресурсы, созданные для уроков:
Название ресурса
I. Портреты русских писателей и фонетика
II. Презентации по изучению творчества Л.Н Толстого, А.А.Ахматовой, А.А.Блока, А.С.Пушкина, Т.И.Толстой, С.А.Есенина, В.М.Шукшина.
III. Урок-открытие
«Мораль той басни такова…»

IV. Репродукции картин
V. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь».
VI. Урок- размышление с использованием технологии
VII. развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам добра и человечности»
VIII. Программа «Литература Алтайского края» (Рецензия АИКПРО)
IX. «Литературная карта Алтайского края»(Рецензия АИКПРО)
(Приложение№3)
X. Тренажер по русскому языку по теме «Морфемика. Словообразование»
XI. Интерактивный плакат «Алгоритм написания сочинения –рассуждения»
XII. Игра «Поле чудес» по творчеству Сергея Есенина
XIII. Игра «Миллион звезд от писателей русской литературы»
XIV. «Духовный мир человека в прозе В.М.Шукшина»
XV. Мультимедийный элективный курс: «Подготовка к ЕГЭ»

Я активно работаю в «Сети творческих учителей». (См. Приложение№2)
В настоящее время являюсь участником сообществ: «Классный руководитель 21 века», «ИКТ на уроках русского языка и литературы», в августе 2009 года работала в творческой группе «Триггеры в работе учителя русского языка и литературы», благодаря чему собрала методическую копилку уроков, внеклассных мероприятий, игр, интерактивных плакатов для использования в новом учебном году, а также создала свои методические ресурсы, на которые получила положительные отклики участников сообщества. В сентябре 2009 года работала в творческой группе «Ассоциативный орфографический словарь для 5 класса», являюсь соавтором данного словаря, который в настоящее время для меня хорошее подспорье в работе с учащимися 5 класса по изучению словарных слов. Считаю, что использование запоминаний по ассоциациям - эффективный метод в работе над непроверяемыми написаниями.

Результат.
Таблица №11 Отличные результаты написания словарного диктанта 5 классом 2009-2010уч.год (изучение словарных слов традиционным способом-1четверть и при помощи ассоциаций-2четверть)
Количество
уч-ся писали четверть «5» «4» «3» «2»
24 1 3 16 4 -
24 2 9 13 0 -

Из таблицы видно, что ассоциативный способ подачи материала, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Все учащиеся усвоили словарные слова на «хорошо» и «отлично».

Принимаю участие в работе портала ЗавучИнфо, в разделе «Методичка» опубликовала свои работы, получила положительную оценку экспертов и свидетельства о публикации. Образовательный портал Педсовет является хорошим подспорьем в работе. Здесь мною были опубликованы две работы.
Результат. Благодаря Интернету у меня появилась уникальная возможность изучать положительный опыт коллег и использовать его в своей практике, изучать новейшие достижения науки и техники, знакомиться с нормативно-правовыми документами, участвовать в Интернет - педсоветах, форумах и конференциях, повышать уровень педагогического мастерства без отрыва от производства. Учащиеся о моих уроках отзываются положительно, с удовольствием идут на урок. (См.Приложение№6)

VI.Повышение квалификациии профессиональная переподготовка

Цель: соответствовать уровню компетентного учителя.
Задача: повышение уровня знаний современных образовательных технологий, знакомство с чужим опытом работы в области ИКТ, формирование своего банка данных, обобщение и рефлексия своей деятельности.
Результат: в течение всего опыта работы ежегодно повышаю уровень своих знаний за счёт региональных курсов повышения квалификации в АКИПКРО, нахожусь в постоянном поиске, занимаюсь самообразованием, совершенствуя свое мастерство через дистанционную курсовую подготовку:
1. 2004г.- прошла краткосрочное обучение в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по программе дистанционного повышения квалификации для учителей русского языка и литературы в объеме 126 часов.
2. 2006г- прошла курсы при АКИПКРО, г.Бийск по теме «Основные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения профильного обучения»- 96 часов.
3. 2009г.-прошла курсы при АКИПКРО, г.Бийск по теме «Профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы в условиях модернизации российского образования»-96 часов.
4. 2009г-прошла дистанционные курсы, Москва, Педагогический университет «Первое сентября» по теме «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»-72 часа.
5. 2009г-прошла краткосрочное обучение в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по программе «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности». -72 часов.
Накопление базы знаний позволяет передать полученные знания ученикам и учителям предметникам школы и района.
Категория: Мои статьи | Добавил: Соколова (10.10.2011)
Просмотров: 12035 | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Телефон доверия для детей:
Единый бесплатный общероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122
Телефон доверия на территории Алтайского края: (3852)35-01-19







Полезные ссылки
  • Сайты управлений Алтайского края

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz